Современники о художнике

И.В. Лагутин

Художник Республики Казахстан И.В. Лагутин и его учителя

Эта статья посвящена И.В. Лагутину. В ней затрагивается тема учителей в жизни Лагутина: их влияние на формирование личности Лагутина, на формирование творческих способностей. В статье рассматриваются жизненный и творческий путь каждого индивидуально.

Иван Васильевич Лагутин — один из старейших жителей нашего города Павлодара. Ему сегодня 99 лет.

Иван Васильевич является почетным гражданином города Павлодара, награжден орденом «Парасат», внесен в энциклопедию «Лучшие люди 2011 года» в рубрике «Родины славные сыны и дочери Казахстана».

Патриарх музейного дела, старейший работник культуры, художник, краевед, летописец, фотограф, интеллигент, участник двух воин человек-легенда Иван Васильевич Лагутин.

Я имела счастье пообщаться с Иваном Васильевичем у него дома, в беседе участвовала и его племянница Наталья Борисовна Лагутина, говорили о творческой деятельности Ивана Васильевича Лагутина.

Иван Васильевич поражает гибкостью ума и твердостью памяти, разговор всегда сопровождает датами и к месту читает в полном объеме стихи русских поэтов-классиков. Наталья Борисовна Лагутина говорит, что хорошая память у Ивана Васильевича — это их лагутинская фамильная особенность. Так же Иван Васильевич хорошо играет на скрипке, и поет, в чем убедилась лично. Мы с Иваном Васильевичем вместе спели Есенина: «Не жалею, не зову, не плачу…». Он точно интонирует мелодию, и поет по молодецки эмоционально, но большую часть беседы Иван Васильевич говорит о своих учителях.

Счастлив тот, кто встретил на своем жизненном пути знаковых людей, к ним причисляет и себя Иван Васильевич Лагутин. Его учителя: Виктор Павлович Батурин, Александр Васильевич Чаянов, Дмитрий Поликарпович Багаев.

В павлодарской школе состоялись знакомство и дружба юного, 7 летнего Ивана Лагутина с русским художником-передвижником Виктором Павловичем Батуриным. Это была одна из самых дорогих по жизни встреч, которая многое в его судьбе направила по иному пути.

Позже Лагутин скажет о Батурине: «Любого человека можно сравнить с айсбергом. Есть какая-то довольно небольшая видимая часть жизни, а есть – глубинная. Батурин – это огромный человек – айсберг в житейском мире, это глыба, яркая личность».

Байжанова С. Ш.

 

***

Живая история Павлодара

Ивану Васильевичу Лагутину — 90 лет. Кто из старых павлодарцев не знает этого человека!
В сорок пять лет он стал директором областного краеведческого музея. К музею он шел долгие годы. Как он мне рассказывал не раз, еще в конце 20-х годов они с отцом и братом послали ящики костей древних животных, собранных в обвалах Иртыша, в омский музей. Уже тогда зародился интерес к музейной профессии. Вскоре из Омска пришел ответ, что музейных работников из всех присланных костей заинтересовали только одна берцовая кость мамонта и косточка индрикотерия (носорога)…

Иван Васильевич в нашем крае проживает с 1922 года, а до этого жил на родине — в Самарской губернии. 20-е годы — это годы учебы юного Вани в школе. Преподавателем рисования у него был Виктор Батурин, художник-передвижник. Лагутин был любимым учеником Виктора Павловича и получил от него заряд на всю жизнь.
Затем были годы учебы в Алматинском сельхозинституте, где Иван Васильевич слушал лекции ученого А.В. Чаянова. Встречи с Чаяновым запомнились ему на всю жизнь, но было время, когда имя репрессированного ученого нельзя было произносить. Только с конца 80-х годов его имя стало известным в России и в СНГ. Лагутин нарисовал портрет А.В. Чаянова с имевшейся фотографии, он установил связь с сыном Чаянова и с профессором, президентом Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук А.А. Никоновым.
Недавно в рамках юбилея нашего земляка и юбилея области Дом Шафера провел музыкальный вечер-встречу с И.В. Лагутиным, на котором юбиляр рассказал о Чаянове, о музыке, о встречах с ним и с деятелями искусств — композитором Е. Брусиловским и народной артисткой СССР Куляш Байсеитовой.

Прежде чем попасть в краеведческий музей, И.В. Лагутин учительствовал в Павлодарской и Смоленской областях, затем был призыв в армию, он воевал на Финском фронте и остался служить в Ленинградском военном округе, получив разрешение посещать студию художников при Доме Красной Армии. В Великой Отечественной войне он участвовал в боях на Карельском фронте, потом ранение, контузия, лечение в госпиталях, и только в 1945 году И.В. Лагутин вновь приехал в Павлодар.

Здесь он познакомился с Д.П. Багаевым и пришел в музей. С 1947 года он стал работать профессиональным художником. Лагутин выполнял многие заказы директора Д.П. Багаева, связанные с экспозицией, — оформление, аннотация, монеты, муляжи и т.д. Но особенно дороги Ивану Васильевичу два изготовленных им муляжа — юной девушки-невесты и пожилой казашки за помолом зерна.

Эти два замечательных экспоната были визитной карточкой музея, даже Багаев тогда сказал в шутку по поводу появления пожилой казашки в экспозиции: «Ну, теперь в музее появилась хозяйка!» Затем были диорамы «Таволжансоль», аул в Баянаульских горах, первый угольный разрез Экибастуза, гипсовые барельефы вождей, рисунки и зарисовки, копия картины А. Васнецова «Три богатыря», замечательная картина «Иртыш трудовой» (ее одобрили в 1948 году местные художники В. Критинин, Штайгер и Брюммер, поставившие свои подписи под заключением), картина «Микоян в Павлодаре» и другие работы.

С Д.П. Багаевым Иван Васильевич проработал 13 лет, это было для него не только живое общение с дореволюционной историей Павлодара, но и с человеком, влюбленным в фотодело, в музей и родное Прииртышье, ставшее для него второй родиной.

После смерти Багаева Иван Васильевич возглавил краеведческий музей и на протяжении почти восьми лет развивал музейное дело в области, явился продолжателем дел Багаева.

Именно в 60-е годы благодаря инициативе и при деятельном участии Ивана Васильевича появился художественный отдел, выросший при нем в областной художественный музей, затем в 1961 году появилась турбаза в Баянауле. Когда встал вопрос об установке охранных досок на памятники истории и культуры по распоряжению облисполкома, было установлено три доски. К сожалению, ни одна почему-то не сохранилась — на арке Батурина в Затоне, на «Гусином перелете» и одна — на гроте у озера Жасыбай. Именно Лагутин дал баянаульскому гроту имя омского ученого, побывавшего в этом гроте в 1926 году, Петра Людвиговича Драверта. Так с начала 60-х годов и пошло в печати встречаться словосочетание «грот Драверта».

При Лагутине в музее появилось очень много предметов казахской этнографии — юрта, ювелирные изделия, одежда, обувь. Именно при нем в музее появились венецианское зеркало, кассовый аппарат из первой аптеки, колокола, печатный станок из типографии и другие интересные экспонаты.

Иван Васильевич привлек в музей ветерана войны Ивана Петровича Бондаренко. Надо было серьезно готовиться к приближающейся дате — 20-летию Победы. Бондаренко, как активист и внештатник, возглавил военно-историческую секцию при музее. В 1963-64 годах он собрал материал о Героях Советского Союза и рядовых участниках войны, о женщинах-добровольцах, ушедших на фронт, о работниках тыла. Краеведческий музей в Павлодаре в те годы добился больших результатов. При Лагутине прошло первое зональное совещание музейных работников целинных областях в 1964 году. Совместная деятельность музея и облгосархива во главе с Ю.А. Юхановым дала возможность издать первый путеводитель по Павлодарской области (1964), ставший библиографической редкостью.

В 1966 году И.В. Лагутин уходит из музея. Вот как это произошло. Музей нуждался в расширении, шла подготовка к 50-летию Советской власти, надо было разворачивать новые разделы, а в купеческом доме Сорокина не развернешься. Фонды выросли до 10 тысяч единиц хранения, штат музея вырос за это время, выросли требования к музею в связи с ростом города и области. Директором был поставлен вопрос о реконструкции музея, о дополнительном строительстве пристройки к музею, был создан проект реконструкции. Но когда Лагутин пошел в исполком, там ему заявили, что, мол, на это нет средств, не до музея сейчас… Тогда Лагутин прямо сказал: «Уважаемые, мне тогда нечего здесь больше делать! Я не могу втиснуть в экспозицию музея то, что настоятельно просится! В этот купеческий «тулупчик»! Целина, промышленность, здравоохранение, культура — столько всего за последние годы! Я слагаю с себя полномочия…». В этом поступке — принципиальность и требовательность Лагутина. Так расстался с музеем Иван Васильевич. Он отдал музею в общей сложности 20 лет. Перед пенсией Лагутин работал художником-фотографом в «Казпромтехмонтаже».
В 1968 году я ходил к Лагутину домой (он жил в домике на улице Короленко), еще была жива его жена. Я просил его вернуться в музей, хотя бы на работу художником или научным сотрудником, но он был сильно обижен постановкой вопроса о значении музея для города и области… Но в последние годы Иван Васильевич — частый гость нашего музея, мы приглашаем его на различные мероприятия, на встречи, на День пожилого человека и на День Победы…

Большую жизнь прожил этот человек — родился в одной империи, пережил другую и вошел в жизнь независимой Республики Казахстан. Долгих лет жизни Вам, дорогой Иван Васильевич! Здоровья!

 

Соколкин, Э. Д. Живая история Павлодара: [90-летие павлодарского художника И. В. Лагутина] / Э. Д. Соколкин // Звезда Прииртышья. — 2003.  22 июля. — С. 8.

 

***

Лето патриарха

Старейший художник страны Иван Лагутин отметил свое 100-летие персональной выставкой

…Когда Иван Васильевич вошел в зал областного художественного музея, где разместилась его персональная выставка, собравшиеся зааплодировали. В бурных овациях были и благодарность этому убеленному сединой человеку за то, что он сделал для павлодарского Прииртышья, и восхищение тем, что он по-прежнему, в меру своих сил, занимается общественной работой.

Иван Васильевич сидел в кресле, в окружении представителей власти, родных, друзей, почитателей его творчества и картин, написанных им. И даже шутил, когда аким области Ерлан Арын за значительный вклад в культурное развитие региона, участие в общественной деятельности наградил его знаком «За заслуги перед областью» и вручил приветственный адрес от министра культуры и информации РК Мухтара Кул-Мухаммеда.

Потом были приветствия, снимки на память, осмотр экспозиции. Осматривая экспозицию, в которой разместилось более 100 произведений живописи, графики, а также фотографий, созданных художником в разные годы, многочисленные посетители, переговариваясь, отмечали, что их отличают реалистичность и тщательная проработка деталей. В работах мастера натурность является и отправной, и завершающей точкой исполнения. Да это и не­удивительно, так как на творчество Лагутина большое влияние оказал русский художник-передвижник Виктор Батурин, у которого он учился. О творчестве старейшего павлодарского художника пишут: «Он часто вспоминает слова Батурина о том, что «в изобразительном искусстве легко и непринужденно пишется лишь то, что волнует и тревожит художника какой-то своей редкой необычностью, радует глаз или погружает в раздумчивость. А в пленерной живописи, правдиво отображающей действительность, это должно выглядеть к тому же как желанная встреча с натурой, как приятный, доверительный разговор с самой природой наедине…» В этом притягательный секрет картин и самого И. В. Лагутина. Его пейзажи – это действительно «приятный, доверительный разговор с природой». Приглушенные неяркие краски, удивительные уголки Баянаула – «казахстанской Швейцарии», согретые любовью автора, заставляют и нас замереть перед этими полотнами, задуматься о неповторимости и хрупкости этой красоты, о вечности подлунного мира и краткости человеческого пребывания в нем…»

На долю Ивана Лагутина выпало участие в двух войнах – финской кампании и Великой Отечественной войне. В 1946 году он приехал в Павлодар, увлекся культурой и историей края. Встреча с Дмитрием Багаевым, историком-краеведом, фотомастером, организатором и первым директором областного краеведческого музея предопределила дальнейшую судьбу Лагутина. В 1947 году он поступил на работу в краеведческий музей, а в 1958-м возглавил его. При его участии был создан художественный отдел, на базе которого в 1964 году открылся Павлодарский областной художественный музей. И. В. Лагутин вел фото- и изостудию, его учениками были известные художники – В. Поликарпов, А. Селиверстов, Е. Фридлин, К. Катлеев и многие другие.

Иван Васильевич награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За Победу над Германией» и орденом «Парасат», имеет звание Почетного гражданина Павлодара.

– Заслуги Лагутина перед областью трудно переоценить, – говорит бывший ведущий специалист областного краеведческого музея им. Г. Потанина Эрнест Соколкин. – Он человек глубоко мыслящий, человек слова и дела, то есть что наметил или обещал, выполнит обязательно. Его знаменитое выражение «Музеи и церкви – храмы знаний» я помню до сих пор. Мне трудно перечислить, какие секции, работая в музее, вел Иван Василье­вич: фотографическую, археологическую, художественную, краеведческую и другие, чего, к сожалению, давно уж нет. Он стоял у истоков открытия турбазы в Баянауле, областного художественного музея, создал первый путеводитель по Павлодару. Даже знаменитый грот Драверта с наскальными рисунками в баянауль­ских горах получил свое имя благодаря Ивану Васильевичу. И я перечислил еще не все его заслуги.

Фотограф Владимир Бугаев видит в Иване Васильевиче Лагутине художника широкого диапазона: портретиста, пейзажиста, графика, скульптора, фотомастера. По его словам, Иван Васильевич был и остается образцом для подражания.

…Патриарх сидел в кресле в зале музея. Смотрел и слушал. Это было его лето. И никак не осень.

 

Горбунов, С. Лето патриарха: [100 лет павлодарскому художнику, краеведу,    

участнику Великой Отечественной войны И. Лагутину] / С. Горбунов // Нива. — 2013. — № 10. — С. 118 – 119.

 

***

Павлодарский Иван Грозный

Так в шутку именовал Лагутина младший сын Багаева – Леонид Дмитриевич, всю жизнь проработавший в музее фотографом.

Почему он так его окрестил? У Лагутина была бородка как у царя Ивана Грозного и взгляд всегда пронизывающий, серьёзный.
22 июля 2008 года исполнилось 95 лет со дня рождения известного краеведа, художника, скульптора Ивана Васильевича Лагутина — друга и соратника первого директора историко-краеведческого музея Д.П. Багаева. Он  стал своеобразным, если не сказать – прямым – наследником и продолжателем дела, которое основал Дмитрий Поликарпович, —  в 1958 году Лагутин стал вторым директором областного историко-краеведческого музея имени Г. Н. Потанина, и отдал ему свои лучшие годы жизни и творчества судьбы.
Тропа судьбы привела художника живописца Ивана Лагутина в Павлодар. Родом он из Самарской губернии. В годы гражданской войны отец его служил телефонистом в легендарной дивизии В. И. Чапаева, и малолетний Ваня Лагутин несколько раз виделся с начдивом.
После победы над белогвардейщиной Лагутины вернулись домой. Но голод заставил их в 1922 г. переехать в Павлодарский уезд. Семья стала жить в селе Верненке (урочище Тенисбай) Песчанской волости (Качирский р-н). Потом Лагутины перебрались в Павлодар.
Первое знакомство его со стариной и древностями состоялось на берегу Иртыша, где Иван и братом Николаем играли на обрыве, полоскались в воде. Река вымывала из обрыва разные кости, и мальчишки собирали их. Когда находок набралось много, их сложили в ящик, и отец решил отправить кости в омский музей.
Написали туда письмо с предложением, и через месяц пришёл ответ от сотрудника, который сообщил, что их заинтересовали две находки — косточка от древнего вымершего носорога-индрикотерия и берцовая кость мамонта. Так и зародился еще в детстве интерес Лагутина к истории края.
Иван Васильевич учился в одной из павлодарских школ. Их было немного, и во всех рисование преподавал Виктор Павлович Батурин, в прошлом известный русский художник-пейзажист. Батурин попал в наши края в 1919 году, гонимый нуждой и войной, в качестве агента по продовольственному снабжению армии. Лагутин стал любимым учеником Батурина, и мастер привил Ивану непреходящий интерес к живописи и прочные навыки создания полноценных художественных полотен.
Окончив школу, по рекомендации учителей Лагутин едет в Алма-Ату и поступает учиться… на агронома. Тогда это профессия в связи с развитием колхозного движения была популярной. В сельхозинституте преподавал отдельные дисциплины известный учёный-экономист  А. В. Чаянов, высланный из Москвы за свои неординарные взгляды на агрономию и политэкономию.
Лагутин на всю жизнь запомнил этого человека, но имя его долго нельзя было произносить, пока  имя его не реабилитировали в годы перестройки. Только в 1989 г. имя его стало известно в России и Казахстане. Лагутин установил связь с сыном Чаянова, с профессором Всесоюзной академией сельскохозяйственных наук  (ВАСХНИЛ) А. А. Никоновым, получил от него фотографию ученого и по ней написал его портрет, который в год 90-летия И. В. Лагутина был публично представлен на музыкальном вечере-встрече в Доме-музее Н. Г. Шафера.
После институтских лет Лагутин приехал в Павлодар и стал учительствовать в одной из  сельских школ (с. Песчаное). Здесь Лагутин женился и вскоре с женой уехал на её родину под Смоленск, где тоже работал в школе. В 1939 г. 26-тилетного учителя призвали в армию. Служил он под Ленинградом, потом принял участие в советско-финской войне. После окончания войны Лагутин недолгое время продолжал службу и посещал студию художников в Доме Красной Армии.
Но тут грянула Великая Отечественная. Лагутин попал на север, участвовал в боевых операциях в карельских лесах. После ранения он был отправлен в госпиталь, где медики комиссовали его и отправили на долечивание в Сызрань. Оттуда его отправили домой. В 1946 Лагутин прибыл в Павлодар и через год устроился художником в музей к Багаеву. Так началась его музейная карьера.
Он с энтузиазмом взялся за оформление стендов, изготовление бутафорских предметов и муляжей. Всегда радовали посетителей два муляжа – юная невеста и старая казашка за помолом зерна. Вторую фигуру Лагутин создавал с натуры — тайком, изо дня в день,  он наблюдал в заборную щель за соседкой, размалывающей зерно на жерновах. Молола она муку сноровисто и обстоятельно. И взгляд её, обращенный внутрь себя, каждую морщинку на её лице и натруженных руках Иван Васильевич передал с удивительной точностью и достоверностью. Багаев в шутку даже сказал по поводу этой фигуры: «Ну, теперь в музее появилась настоящая хозяйка!». Через 12 лет Багаев умер, и Лагутина назначили директором музея.
И вот ему человеку искусства, совершенно далёкому он административной работы, пришлось брать бразды правления в свои руки. Было нелегко: надо было осваивать хозяйственные вопросы, решать кадровые дела, вести музейную документацию. Пришлось живопись и работу по оформлению экспозиций временно отложить.
Но одну важную миссию художника он выполнил с надлежащим вдохновением — сделал из гипса посмертную маску с лица Багаева, которая лет пригодилась ему для изготовления барельефа на памятнике и на мемориальных досках, установленных на доме Багаева и на здании бывшего музея – дома купцов Сорокиных (ул. Ленина, 129).
В первую очередь Иван Васильевич взялся за хозяйство. Еще при жизни Багаева они оба обсуждали необходимость сооружения водяного отопления вместо печного. Рядом, через забор, находилась средняя школа № 8, которая уже имела централизованную «обвязку». Лагутину удалось договориться и подключить музей к школьной магистрали.
Долгое время в музее было свечное и керосиновое освещение, а затем в 1950-е годы провели электрическое освещение. Энергия подавалась сначала от электростанции завода «Октябрь», а с 1961 г. стало подаваться освещение от ТЭЦ-2.
Общественность в городе стала хлопотать о том, чтобы имя Багаева присвоили краеведческому музею. Но тут областное управление культуры подало ряд заявок на присвоение группе областных и городских учреждений культуры имён учёных, писателей и деятелей искусства. И в сентябре 1959 г. имена были присвоены театру имя А. П. Чехова, библиотеке Н. Островского, музыкальному училищу П. И. Чайковского и др. Краеведческий музей получил имя Г. Н. Потанина. Григорий Николаевич Потанин, известный путешественник, географ и этнограф, исследователь Казахстана и Центральной Азии (Монголия, Китай, Тибет), родился в наших краях в октябре 1835 г., в семье казачьего офицера; воспитывался у деда Ильи в бывшей Ямышевской крепости (ныне с. Ямышево  Лебяжинского района).
В 1961 г. Ивану Васильевичу пришлось готовиться к первой юбилейной дате в истории Павлодара, которому исполнялось 100 лет со дня преобразования его в город из станицы. В экспозиции был подготовлен стенд по истории города.
Выставка получилась внушительной — документы, фотографии, подлинные предметы домашнего и общественного  дореволюционного Павлодара. Была выставлена даже одна ценнейшая вещица, которую сдал связист А. Чумакин — ветхая бархотка с выцарапанными на ней словами – «В 10 часов утра 24 мая 1901 года случился большой пожар, сгорело 427 домов».
Лагутин привлекал для оформления экспозиций местных художников. Ему помогали О. А. Дорошенко, В. А. Критинин, здесь начинали свой путь в живописи и графике В. Поликарпов, А. Селиверстов, частым гостями у Лагутина были один из первых профессиональных художников-казахов, преподаватель рисования педучилища Жамкен Серикбаев, театральный художник А. М. Дьячков, художник-фронтовик М. Колмогоров, скульпторы И. Лопатин и С. Якубовский, живописец П. Величко. Сложился дружный круг мастеров карандаша и кисти, работы которых впоследствии составили ядро будущего художественного музея.
В 1960 г. в музее работало уже 7 чел. Посещаемость в музее выросла до 25-28 тыс. человек, проводилось более 200 экскурсий. Помещений стало не хватать, тесно было в кладовых.
В подвале были и хранилище, и библиотека, и маленькая комнатушка с директорским столом и телефоном. Никаких удобств, подслеповатые окна подвала едва пропускали дневной свет, весь день горела электрическая лампочка… Какая уж тут могла быть научная работа…
Лагутин, борясь с трудностями, продолжал совершенствовать музейную работу, создал при музее общественный совет из краеведов, ветеранов и активистов-общественников. Началось активное сотрудничество с областными архивами, детской турстанцией, с ветеранами партии и комсомола.
Но директор Лагутин не забывал, что он в первую очередь художник. Он оставил музею свои картины «Баянаульский пейзаж», «Иртыш- река трудовая», «Микоян в Павлодаре» (написана ещё при Багаева), зарисовки «Ямышевская крепость», «Достоевский в Омской каторге».
60-е годы для музея – это и дальнейший рост фондовых коллекций. Начиная с 1959 г. фонды и экспозиция музея стали пополняться предметами казахской этнографии.
В эти же годы готовились к 20-летию Победы. В музее создали военно-историческую секцию во главе с участником войны, партизаном Н. П. Бондаренко, который с 1963 г. стал научным сотрудником музея. Он собрал обширный материал о 17 Героях Советского Союза – павлодарцах, вел работу по сбору сведений о добровольцах и о женщинах, ушедших на фронт из Павлодарской области в 1942 г. Определённый материал был собран о Павлодарском эвакогоспитале № 2448, о тружениках тыла, об участниках войны.
Активизировалась работа с молодёжью. Стали проходить встречи трёх поколений – участников гражданской, Великой Отечественной войн и подрастающего поколения.
В те же годы стали выходить в свет первые краеведческие издания — книга о комсомольцах Павлодарщины, краеведческий путеводитель «По Павлодарскому Прииртышью», книга «Победившие смерть» (о Героях Советского Союза — павлодарцах), плакаты «Герои Советского Союза — павлодарцы» и «В борьбе за Власть Советов».
При И. В. Лагутине, под его руководством были разработаны первые экскурсионные маршруты по городу и области. В этом большую роль тогда сыграли научные сотрудники А. М. Пронькина, Е. Ф. Козлова, Д. П. Приймак. Музей с 1960 г. заимел грузовую машину  марки «ГАЗ-52».
И. В. Лагутину пришлось решать по организации в Баянских горах первой турбазы «Баянаул», которая была открыта в 1962 г. Тогда же был разработан и первый маршрут «По местам, где рождались легенды». Лагутин дал названия многим безымянным объектам, достойным внимания любознательных туристов.
Иван Васильевич продолжил поисковую, собирательскую работу и положил начало научным исследованиям музейных фондов, которые он сам и его более молодые коллеги Эрнест Соколкин, Дмитрий Приймак и Айшолпан Шегебаева неутомимо насыщали и пополняли новыми и новыми экспонатами, вещественными и письменными свидетельствами богатой и яркой истории Павлодарского Прииртышья.

Владимир Куприн

На основе материалов Эрнеста Соколкина и Галины Шараповой

 

 

И.В. Лагутин

 

 И ВСЕ ТАКИ ХУДОЖНИКУ ДАНО «РАССКАЗАТЬ ЖИЗНЬ»

Патриарх музейного дела, старейший работник культуры, художник, краевед, фо­тограф, интеллигент, человек-легенда Иван Васильевич Лагутин родился до ре­волюции и даже до первой мировой вой­ны, в июле 1913 года, в деревне Александ­ров Гай Самарской губернии. В 1920 году его родители перебрались в южную Си­бирь, точнее, сначала в Черноярку, а че­рез время — в Павлодар. С тех пор и на­всегда Павлодар вошел в его жизнь. Здесь он окончил школу. И именно в ее стенах состоялись знакомство и дружба юного Ивана Лагутина с русским художником-пе-редвижником Виктором Павловичем Ба­туриным. Это была одна из самых дорогих по жизни встреч, которая многое в его судь­бе направила по иному пути. Вторая, та­кая же значительная, повлиявшая на его мировоззрение, состоялась в 30-е в Алма-Ате, когда он учился в Казахском государ­ственном сельскохозяйственном институ­те. В числе его преподавателей оказался выдающийся ученый, экономист-аграрник, известный в те годы писатель Александр Чаянов, репрессированный и сосланный в Казахстан. И третья, это Дмитрий Поликарпович Багаев. Багаев в его жизни — это уже послевоенные годы. И целая веха. Но­вое содержание деятельности и новые цели. История, краеведение, живопись, фотография, музеи…

Вот эти три личности, три любви-друж­бы сопровождали его всю жизнь. Хотя встреч на длинном житейском пути, не­забываемых и волнующих до сих пор, было множество. Одни военные дороги (Финская кампания, Великая Отече­ственная война, выход из окружения, госпитали) чего значат!

— Я демобилизовался из госпиталя в 45-ом. И победу встретил там же. Обни­мались, целовались, плакали… А нача­лась война для меня в 39-ом году. Это была сначала Финская война. После Фин­ской — небольшая пауза. Она мне помог­ла в том смысле, что я был задействован в армии как художник. Комиссар разре­шил посещать в Ленинграде изостудию. чтобы повысить свое образование. А это было в Пушкине. Сколько я там рисовал в этих царских парках! Сколько раз был в той, еще довоенной, Янтарной комнате. Помню все до мелочей. Это было благо­датное время. Весь 39-й, 40-й и половина 41-го я посещал изостудию. Рулоны моих работ студийных пропали… Когда нача­лась война, все снесли на чердак, в на­дежде, что когда-нибудь вернемся. Но… Всё. Нас перебросили на Карельский пе­решеек и включили в действующую армию. Половина нас и командир погибли в пер­вые же месяцы. У меня сейчас иногда возникает сильное желание покопаться в памяти, назвать имена и поклониться тем, кому обязан жизнью.

— …Да разве можно рассказать жизнь. — грустно вздыхает Иван Васильевич. — Многое из того, что я делал, полагая, что делаю доброе дело, сейчас перечерки­вается и кажется напрасным. Переоцен­ка нашей жизни такая идет, все так пово­рачивается на 180 градусов, что и не зна­ешь, что же думать о ней и о себе.

— Но ведь что-то держит в этой жиз­ни? Есть же какая-то радость?

— Сейчас если и что-то держит, чуть-чуть, это сознание того, что я где-то в каких-то случаях бываю востребован. Я все-таки надеюсь, что моя жизнь даже просто че­рез моих сыновей, помогла многим обре­сти счастье, здоровье, сохранить семьи и смысл жизни. Я стремился все делать искренне и с полной отдачей для людей. Всегда считал, что главное – не прожить пустоцветом. Хорошо это звучит?

— Хорошо.

Этот коротенький разговор — фрагмент наших давних и долгих бесед с Иваном Васильевичем. Вспомнила его не случайно. Чтобы подтвердить, во-первых, что несмотря ни на что, на годы, болезни, чиновничье пустомыслие, которые, как липучки, всегда с нами, Иван Васильевич до сих пор, как он ни робок в своих надеждах, востребован. Большая выставка его живописных и графических работ в Художественном музее, вернисаж которой собрал массу его почитателей и поклонников, тому подтверждение. А сама выставка — своеобразный поклон «тем, кому обязан жизнью» и, без сомнения, рассказ о жизни, которую невозможно рассказать.

Открывает выставку живописная работа «Приезд первого заместителя председателя Совета министров СССР А.И. Микояна в Павлодар». Это, вероятнее всего, по времени – вторая половина сороковых годов. Точку в экспозиции ставит небольшой этюд «Последний луч солнца» (Старый Павлодар с хибарками). Название получилось символическим. Этого Павлодара уже нет. Как нет и того Баянаула, который писал Иван Васильевич. — Это Баянаул в своей первозданной красоте. Никакой застройки. Ничего. Это прекрасно, — скажет на вернисаже сам автор. — Эти места меня всегда волнуют. Там есть одна сосна, с которой мы всегда встречались в обнимочку. Я приеду, встречусь с ней, поглажу. А однажды приехал и увидел на ней пожелтевшую хвою. Вот так, говорю я ей, мне суждено пережить тебя. А она, надо сказать, своей стройностью и величием придавала всему этому ландшафту какую-то библейскую окраску…

Баянаульских работ на выставке мно­го. Художник не просто его любил. Изу­чал, собирал легенды, путешествовал, прокладывал первые туристские маршру­ты и писал его. Таким, каким нам уже не суждено его увидеть. Много в его коллек­ции живописных работ, навеянных Иртышом, по которому он не однажды проплыл на лодочке от Семипалатинска до Качир.

Рассказывает он своими работами и о военных годах. Скупо, коротко, в каран­дашных набросках, но как еще возмож­но на войне? В общем, эта выставка о жизни. О жизни страны, небольшого го­рода, в котором теперь живем все мы, о том, что нас окружает, о жизни человека. Поэтому, наверно, нет у нее никакого те­матического названия. Только три слова на баннере: Иван Васильевич Лагутин.

Но эти три слова для павлодарцев не­сут очень много смысла и чувств. Об этом говорили и в торжественной обстановке открытия выставки, и между собой, пере­ходя от одной картины к другой. Кстати, и сама выставка стала возможной, только потому что ее организацией занимались люди не по долгу своему, а по чувству. В прошлом году Александр Пархоменко к 95-летию небольшим тиражом издал книгу об Иване Васильевиче. А в этом — к 96-ой го­довщине со дня рождения — выставку гото­вили не только музейщики, но и художники, и технари, как сказал вдохновитель и организатор всей акции Сергей Петрович Гарин, строитель по роду своих занятий. — Очень много сделали для организации этой выставки руководители строительной фирмы Александр Шевцов, Игорь Шевчен­ко, Александр Грин, говорит он. — Мы с Алек­сандром Шевцовым «скинулись», оплати­ли багет для рамок, оплатили работу. Ва­лера Приходько помог затонировать ба­рельефы. Таня Чевтаева почти все рабо­ты подновила лаком, чтобы они вернули свою первоначальную тональность. И вот состоялось то, что состоялось.

Иван Васильевич человек неиссяка­емой творческой энергии, широчайшего кругозора, вообще человек-энциклопе­дия. Ни малейшего преувеличения в этих эпитетах нет. И вот что интересно. Иван Васильевич родился в Российской импе­рии, пережил становление и конец Со­ветского Союза. Учитель его Виктор Ба­турин бывал в Ясной Поляне, состоял в переписке с Львом Львовичем Толстым. Его встречи с Чаяновым, дружба и сотруд­ничество с Багаевым. Все они действи­тельно незаурядные люди. Видите, ка­кой пласт культуры прослеживается. Он как живой мостик, символ связи с теми поколениями, которые были до нас.

— Слово Павлодар у меня ассоцииру­ется не просто с местностью, а, есте­ственно, с людьми, — как всегда эмоцио­нальна художник Галина Беспалова. — И первый человек, который всплывает в моей памяти сразу же — Иван Василье­вич Лагутин, без которого немыслимо представить Павлодар. Который вообще, как барометр, по которому ты меряешь, правильно ли ты поступил или непра­вильно. Он в сердцах всех, кто когда-нибудь с ним столкнулся. И просто кладезь познаний. Сколько он передал знаний молодым, сколько он организовал в этом городе. Это на самом деле, правда – он самый почетный человек нашего города, без сомнения.

— Даже если власти этого звания, ему не дадут.

— Все равно, даже если и не дадут, он самый почетный.

С просьбой присвоить Ивану Васильевичу Лагутину звание Почетный гражданин города еще в начале 2008 года, на-
кануне его 95-летия, от имени историко-краеведческого музея к городским властям обратились представители творческой интеллигенции Павлодара. Историки, преподаватели, художники, сотрудники музеев. В этом году они подтвердили
свою просьбу, обратившись к блогу акима области. Последовал ответ: «у нас лежат документы на девять человек, и они все достойны». В отделе внутренней политики акима города растолковали: аким распорядился приостановить всяческие присвоения.

Надо полагать, что там, наверху, решили, мол, хоть И.В. Лагутин тоже очень достойный, но пусть немного  подождет.

Лагутин — это Имя, — не соглашается художник Виктор Поликарпов. — Может быть, это звание уже не столько ему нужно, сколько самому городу, тем, кто живет и будет жить дальше внутри именно наших культурных и нравственных ценностей. Эго нужно для нашей культуры вообще.

Официальное открытие выставки с поздравлениями, словами признательности, вручением цветов и конвертов состоялось, а люди не расходились. Рассматривали работы. Делились впечатлениями.

Человек сам по себе Иван Васильевич уникален, — начала разговор, к которому присоединились и другие, Людмила Дирксен, заведующая кафедрой ИнЕУ. — Я с ним общалась и до сих пор под впечатлением от его эрудиции. Выставка удивила тем, что она не характерна для прошлого столетия. Пейзажная живопись тогда так не процветала, как
соцреализм. А он шел своей дорогой. Его работы навеяны дикостью природы. Они спокойны, возвышенны и тревожат душу. В его работах — школа, которая сейчас уходит. Манера письма, цветовое решение. А ритм какой? В горах, в листве. Мне очень понравилась выставка.

А исторически как важно существо­вание этих работ. Ведь все ушло. А в них подробности другой эпохи. В них течение времени. Мне, например, не хватает той гармонии, естественности, что живет в его работах. Мы сегодня окружены каким-то надуманным, искусственным миром.

Оставляет за собой человек след. Говорят же, красота не уходит, она пере­ходит. И не просто переходит из одного вре­мени в другое. Но переходит и остается в нас. На выставке в основном работы (честь и хвала Сергею Гарину вытащив­шему их из забвения, вернувшему им жизнь) сороковых и пятидесятых годов. И там господствует сейчас другое время, иное состояние души.

«Но не пытайся для себя хранить // Тебе дарованное небесами: // Осуждены — и это знаем сами — // Мы расточать, а не копить…», — читает ахматовские строки Виктор Поликарпов.

В них, конечно, заложен иной смысл. Но как-то все совпадает. Иван Василье­вич расстается со всем дорогим, что ос­тавлял на холстах. И все работы, что сей­час на выставке, отдает в дар музею.

 

Карандашова, Т. И все-таки художнику дано «рассказать жизнь»: [о патриархе  музейного дела, старейшем работнике культуры, художнике, краеведе И. В. Лагутине] / Т. Карандашова// Новое время. — 2009. — 23 июля. — С. 4.

 

Есть пророки в своем отечестве, и есть меценаты!

 22 июля 2008 года исполнилось 95 лет со дня рождения известного краеве­да, художника, скульптора Лагутина Ива­на Васильевича — друга и соратника пер­вого директора историко-краеведческо­го музея — Д.П. Багаева, в «наследство» от которого он принял в 1958 году этот музей и отдал ему, в общей сложности, два десятилетия, пополнив его фонды ценнейшими документами, скульптурно-­художественными диорамами истори­ческих и этнографических событий про­шлого и произведениями живописи.

Кроме того, И.В. Лагутин создал в об­ластном центре ныне действующий худо­жественный музей, предвидя, как пророк, рост отраслей промышленности в обла­сти, увеличение численности населения и потребность духовного развития его.

В апреле 2008 года в беседе с павло­дарским фотохудожником, фотокоррес­пондентом Пархоменко А.В. я выразила пожелание о том, что хорошо бы к 95-летию Лагутина выпустить фотоальбом его произведений, на что Александр Ва­сильевич ответил:

— А я давно это задумал, и ко дню рож­дения Лагутина постараюсь осуществить эту мысль.

При всей своей загруженности (веде­ние детских фотостудий, чтение лекций на факультете дизайнеров ПГУ, фоторе­портажи с городских и областных мероп­риятий, участие в многочисленных фото­выставках, где он получил множество на­град, в том числе и в странах дальнего зарубежья). Александр Васильевич из­дал фотоальбом произведений Лагути­на И.В. к юбилейной дате. Причем на свои личные деньги. Благодаря А.В. Пар­хоменко библиотеки, музеи, архивы Пав­лодара пополнятся фотоальбомом про­изведений живописи и рисунка И.В. Лагутина.

В альбом «Лагутин И.В. Рисунок. Жи­вопись» включены редкие исторические фотографии, предоставленные отделом фондов историко-краеведческого музея им. Г.Н.Потанина. Он начинается с фрон­товых рисунков. В редких перерывах на отдых Лагутин трудился как батальонный художник: рисовал портреты солдат, пар­ковые скульптуры, поврежденные вра­жеской авиацией, природу Кавказа и виды ленинградских окрестностей.

Великий Микеланджело говорил: «Тому, кто так много достиг, что овладел рисунком, я скажу, что он владеет цен­ным сокровищем». Это высказывание Маэстро, безусловно, относится и к Лагу­тину.

В следующем разделе альбома по­мещены фото скульптур, портретов и пей­зажей Прииртышья и Баянаула, кото­рым автор посвятил все свое творчество. Лагутин словно проводит экскурсию по заповедным местам, приглашает при­стальнее всмотреться в красоту приро­ды Баянаула и Прииртышья, узнать и полюбить эти места.

Заканчивается альбом-каталог отзы­вами современников.

 

Соколкин Э.Д., историк, краевед:

«В 50-х годах, по заданию Дмитрия Поликарповича Багаева, Лагутин зани­мался скульптурно-художественным оформлением исторических и этнографи­ческих событий прошлого из жизни При­иртышья. С помощью гипса и подручных материалов были изготовлены диорамы: «Таволжансоль», «Первый угольный разрез Экибастуза», «Аул в Баянауле».

Затем последовали более сложные произведения автора, создаваемые с натуры. Для экспозиции И.В.Лагутин сде­лал исторические зарисовки «Ямышевская крепость», «Мельница в Ямышево», «Достоевский в омской каторге», порт­рет Ф.М Достоевского и др. Работал Лагу­тин и над копиями известных картин рус­ских художников.

Кроме художественного творчества, Иван Васильевич признан замечатель­ным фотографом.

При Лагутине работала изостудия, где учились мастерству юные художники. Преподавали трое: И.В. Лагутин, Ж.С. Серикбаев, В.А. Критинин, а также при­нимали участие М. Колмогоров, В. Дьяч­ков, П. Величко, В. Мартынцев.

Лагутиным И.В. сделано многое в изобразительном искусстве для культу­ры нашего края. Об этом говорят его про­изведения, ставшие для него памятни­ком прекрасного».

 

 

Поликарпов В.Ф., художник:

«История проходит через сердце ин­теллигенции и во многом создается и воссоздается творческими людьми.

Иван Васильевич Лагутин с его уни­кальной памятью — носитель бес­конечных подробностей эпохи, аромата и горечи жизни павлодарцев начала прошлого века.

Иван Васильевич — художник, скульптор, археолог, фотограф, пе­дагог стал соратником известного фотографа Д.П. Багаева — основа­теля первого в Павлодаре краевед­ческого музея.

Я познакомился с Иваном Васильевичем в школе на уроках рисования. Вскоре был приглашен в изостудию, созданную им. Дальше были счастливые для меня годы общения с ним в его небольшой комнате-мастерской: наши беседы, его библиотеки, возможность видеть его новые работы.

Спустя некоторое время, когда он, приняв эстафету от Д.П. Багаева. стал директором музея, пригласил меня работать художником в краеведческий музей. Опять радостное общение и постижение рядом с учителем: множество интересных людей, встреч и событий, которыми наполнены жизни музейщиков. Отсюда я ушел в свои новые школы, разумеется, унося с собой все, что получил от Ивана Васильевича.

Его живописные работы не нуждаются в том, чтобы я о них что-то говорил. Каждый может оценить их искренность и мастерство. В них те достоинства, с которыми я чувствую свою связь, испытываю уважение и причастность к ним. Со мной всегда благодарность к Мастеру».

 

Г.П. Шестопалова, директор Павлодарского областного художественного музея:

«До 1964 г. в Казахстане была одна художественная галерея им. Т.Г Шевченко, в столице Алма-Ате. Иван Васильевич Лагутин, работая директором Павлодарского областного историко-краеведческого музея, создал художественный отдел, организовывал художественные выставки. И, благодаря его инициативе и трудам, впервые, в казахстанском областном центре возник музей изобразительного искусства, который существует более 40 лет. Иван Васильевич всегда гордился этим своим детищем.

Его познания в литературе и искусст­ве обширны, его память — настоящий кла­дезь, а сам он для всех поколений пав­лодарских музейщиков — непререкае­мый авторитет и личность легендарная».

 

Г. Беспалова, художник:

«Ни одна встреча в жизни не бывает случайной, судьбе было угодно свести меня с Иваном Васильевичем Лагути­ным, за что я безмерно ей благодарна. Интеллигент в полном смысле этого сло­ва, ходячая энциклопедия. Я не знаю та­кого вопроса, на который он не мог бы дать ответ. Интереснейший собеседник, его можно слушать часами, восхищаясь яркой образной речью, мудростью сюжетов, почерпнутых, конечно же, из самой жизни.

Лагутин — потрясающий аккумулятор творческой энергии. Поразительно схва­ченные психологически точные портре­ты выходят из-под его руки. Самый яр­кий образ женщины- казашки, который долгие годы являлся гордостью краевед­ческого музея, на всю жизнь врезался в мою память.

Образ этой женщины так близок к ис­тине, что заставлял вздрагивать посети­телей, магически притягивая к себе сво­ей продуманностью и законченностью, и подолгу не отпускал от себя. И.В. Лагу­тиным оставлен добрый след на земле. Подождите еще раз к его полотнам и рисункам и Вы сами ощутите ауру его свет­лого сердца».

М.С. Тереник, историк-краевед, про­фессор ИнЕУ:

«Иван Васильевич Лагутин! Его имя известно многим поколениям павлодарцев — ведь в этом городе он прожил 88 лет, приехав сюда семилетним мальчи­ком из Поволжья. И не просто прожил, а оставил большой след на земле павло­дарской: художник, фотограф, скульптор, краевед. И еще — философ. Впервые я встретилась и Иваном Васильевичем в 50-тые годы в павлодарском историко­-краеведческом музее на экскурсии. Сту­денты павлодарского Педучилища, как вкопанные остановились перед вылеп­ленной Лагутиным фигурой «Старой бай- биче за помолом зерна» и долго не мог­ли оторвать от нее взгляда…

С того дня наши походы в музей ста­ли регулярными, и вскоре у нас родилась идея: а нельзя ли в педучилище создать нечто вроде «Малой Третьяковки»? (в то время в книжном магазине продавались репродукции картин многих выдающих­ся художников). Идея была с готовнос­тью поддержана директором педучили­ща Бейсеном Ахметовичем Ахметовым, который сказал: «Подсчитайте, сколько надо «за все — про все» и начинайте». Связавшись с Государственной Третья­ковской галереей, выславшей нам бук­леты о картинах выдающихся художников, мы создали эту «Малую Третьяковку».

Соратник и друг нашего выдающего­ся фотографа и краеведа Дмитрия Поликарповича Багаева, создав­шего Павлодарский историко­-краеведческий музей, ставший директором после его смерти, Иван Васильевич внес огром­ный вклад в пополнение его фондов, которые использова­лись и используются до сих пор — ведь здесь хранятся докумен­ты «со всего света» по истории Павлодара.

Ивана Васильевича, в полном смысле этого слова, можно назвать и основателем художественного музея, вышедшего «в большой свет» из небольшой музейной экспозиции, созданной им. Лично я зачастую с Иваном Васильевичем «сверяю шаг» и он, обладая до сих пор прекрасной памятью, никогда мне не отказывал. Кстати, среди нашей «братии историков-краеведов» не так много бессребреников, каким является И.В.Лагутин.

И я очень благодарна нашему фотохудожнику Александру Васильевичу Пархоменко, который к 95-летию со дня рождения Ивана Васильевича подготовил альбом-каталог его избранных произведений».

Очень жаль, что этот альбом-каталог вышел маленьким тиражом, а желающих приобрести его очень много. Возможно, найдутся еще меценаты, желающие оставить добрый след в культуре Павлодара, которые помогут переиздать альбом тиражом побольше?

Не могу не напомнить и о том, что труды Ивана Васильевича Лагутина на благо Павлодара вполне подходят под подпункт 1.2 пункта 1 «Положения о почетном гражданине города»: «…звание «Почетный гражданин» присваивается лицам, внесшим особо значимый вклад в развитие города, имеющий значение на длительную перспективу по улучшению культуры, искусства получивших широкое признание граждан».

Хочется верить, что Д.П. Багаеву и И.В. Лагутину, создавшим в Павлодаре два музея «на длительную перспекти­ву», будет присвоено звание Почетных граждан города. Ведь без этих людей не было бы прошлого и настоящего у наше­го города.

 Шарапова, Г. Есть пророки в своем отечестве, и есть меценаты!: [к 95-летию 

краеведа и художника И. В. Лагутина] / Г. Шарапова // Новое время. — 2008. — 31 июля. — С. 4.

Яндекс.Метрика